Сущность понятия «туристические ресурсы», как фактора внешней среды туроперейтинга



Туристские ресурсы — совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для использования в целях туризма. Выделяют непосредственные и косвенные туристские ре­сурсы. К первым преимущественно относятся природные и историко-куль­турные ресурсы (привлекательные ландшафты, оздоровительные средства местности, исторические достопримечательности). Косвенные (инфраструк­турные) привлекаются для освоения и использования непосредственных ту­ристских ресурсов.

Характерные черты объектов туристского интереса:
1)       способность привлекать к себе внимание людей, вызывать у них желание посмотреть, потрогать, ощутить и чувства восторга, восхищения, удовольствия;
2)       по происхождению они могут быть природные (рекреационные, антропогенно-рекреационные) и созданные руками человека (антропогенные) (табл. 2.1);
3)       определенная известность. Потенциальный турист должен иметь представление о месте расположения и особенностях объекта;
4)       оснащенность развитой инфраструктурой туризма (наличие транспорт­ных коммуникаций, услуг размещения и питания, развлекательных меро­приятий и т.д.).
Туристские объекты классифицируются:
1)       на широко- или малоизвестные (на известность туробъекта влияет как реклама, так и уровень сервиса вблизи него);
2)       свободно или комфортно посещаемые и посещение которых требует определенных физических нагрузок, сопряжено с опасностями для жизни и здоровья туристов.
Прежде всего, из туристских ресурсов можно выделить рекреационные ресурсы — компоненты природной среды (климат, рельеф, поверхностные и подземные воды, растительность и т.д.), используемые для организации от­дыха и оздоровления людей. На основе принятой классификации рекреаци­онные ресурсы можно разделить:
            на горно-климатические рекреационные ресурсы. При посещении местности, обладающей горно-климатическими рекреационными ресурсами, туристов, прежде всего, привлекают возможности полюбоваться горными пейзажами, посетить пещеры, заняться некоторыми видами спорта (альпинизм, горные лыжи, сноуборд и т.д.). Посещение гор также позволяет поправить здоровье, отдохнуть от стрессов, получить заряд бодрости;
            климатические рекреационные ресурсы. Чаще всего это сочетание свойственных для данной местности климатических условий, отличающее эту местность от окружающих регионов и оказывающее благотворное влияние на здоровье посетителей. В основном регионами, обладающими климатическими рекреационными ресурсами, являются морские, речные, озерные курорты;
            бальнеологические ресурсы. Обладают способностью оказывать полезное воздействие на здоровье туристов. Целью приезда на бальнеологический курорт обычно является лечение (минеральными водами, солями, грязями и др.). Любая территория с развитыми и освоенными (т.е. прошедшими медицинское свидетельствование) бальнеологическими ресурсами должна иметь инфраструктуру лечебно-ночлеговых учреждений, параллельно оказывающих посетителям ряд лечебно-оздоровительных услуг (диагностика, лечение, профилактика и др.);
            комплексные рекреационные ресурсы — совокупность на сравнительно небольшой географической территории нескольких видов рекреационных ресурсов (например, Анапа — не только климатический, но и бальнеологический курорт, обладающий уникальными грязевыми источниками);
            единичные природные объекты, представляющие туристский интерес, — отдельные, мало взаимосвязанные с окружающей средой объекты дикой природы, привлекающие туристов в силу своей необычности, специфичности и уникальности (например, местечко Монт-Сен-Мишель (Франция), где наблюдается самый быстрый морской прилив, причудливой формы скалы Каппадокии (Турция), скала Ред-Рок (Австралия), являющаяся самым большим камнем на планете, и т.д.).
Отдельно среди рекреационных ресурсов выделяют антропогенно-рекреа­ционные, т.е. созданные человеческой деятельностью на базе обычных при­родных ресурсов. К таким ресурсам, прежде всего, относятся национальные парки, целью основания которых является сохранение первозданной приро­ды и отдельных рукотворных объектов, имеющих ценность для человечества (например, национальные парки Африки, возникшие для предотвращения исчезновения отдельных видов флоры и фауны, парк вокруг гигантского изображения американских президентов, вырубленного в скале (США), и т.д.). Во всех регионах мира режим территорий (акваторий) национальных парков запрещает на них любую деятельность человека, за исключением не­обходимой для сохранения и роста популяций животного и растительного мира или сохранения рукотворных объектов. Посещение территорий нацио­нальных парков (например, «Беловежская пуща», «Браславские озера») с туристскими или научными целями (так называемый экотуризм) строго ог­раничено и регламентируется законодательными актами.
Наряду с рекреационными можно выделить антропогенные (созданные руками человека) туристские ресурсы. По современной классификации к ним относят социокультурные, исторические и археологические, архитек­турные, научные и промышленные, зрелищные и досуговые, культовые и ре­лигиозные объекты туристского интереса:
           социокультурные антропогенные ресурсы — объекты, имеющие культурную или познавательную ценность (культурное наследие народа или нации — памятники, монументы, картины, скульптуры, гравюры — и сама их культура — язык, кухня, обычаи и традиции), либо объекты, непосредственно связанные с деятельностью общественных или культурных организаций {например, здание штаб-квартиры ООН или ЮНЕСКО);
           исторические и археологические объекты туристского интереса. Имеют историческую или археологическую ценность, зачастую охраняются властями (пирамиды Египта, развалины Карфагена, Рима, Афин и т.д.) и представляют интерес для ограниченного контингента туристов;
           архитектурные объекты туристского интереса — памятники зодчества, красота и величие которых способны привлекать внимание людей. Архитектурные объекты классифицируются на имеющие историческую ценность (Мирский замок, собор Парижской Богоматери и др.) и не имеющие таковой (центр Жоржа Помпиду в Париже, здание Минского железнодорожного вокзала и др.). Архитектурными объектами туристского интереса могут быть как отдельно стоящие здания (Храм Христа Спасителя и др.), так и ансамбли зданий (Петергоф, Версаль), кварталы городов (Грандчаны Праги или Кескуста Хельсинки), либо даже целые города (Венеция, Ватикан и др.);
           научные и промышленные объекты туристского интереса в состав туристских ресурсов вошли недавно и представляют собой ныне функционирующие предприятия и лаборатории, выставки и демонстрации достижений науки и техники (например, в Финляндии — фабрика «Фазер», производящая популярную водку «Финляндия* и одноименные шоколадные конфеты, в Новороссийске или Ялте — заводы шампанских вин);
           зрелищными и досуговыми объектами, способными привлечь туристов, могут быть как концерты звезд эстрады, выступления политиков, спортивные соревнования, шоу (например, чемпионаты мира, карнавалы, олимпиады), так и парки развлечений и аттракционов, казино и варьете, рестораны и аквапарки;
           культовые объекты туристских ресурсов связаны с религией или верованиями (современными или имевшими место в человеческой истории). Такими объектами являются Мекка, Рим, Иерусалим.
Ярлыки: edit post
0 Responses

Отправить комментарий