Туристские
ресурсы — совокупность природных и искусственно созданных человеком
объектов, пригодных для использования в целях туризма. Выделяют
непосредственные и косвенные туристские ресурсы. К первым преимущественно
относятся природные и историко-культурные ресурсы (привлекательные ландшафты,
оздоровительные средства местности, исторические достопримечательности).
Косвенные (инфраструктурные) привлекаются для освоения и использования
непосредственных туристских ресурсов.
Характерные
черты объектов туристского интереса:
1)
способность привлекать к себе внимание людей,
вызывать у них желание посмотреть, потрогать, ощутить и чувства восторга,
восхищения, удовольствия;
2)
по происхождению они могут быть природные
(рекреационные, антропогенно-рекреационные) и созданные руками человека
(антропогенные) (табл. 2.1);
3)
определенная известность. Потенциальный турист
должен иметь представление о месте расположения и особенностях объекта;
4)
оснащенность развитой инфраструктурой туризма
(наличие транспортных коммуникаций, услуг размещения и питания,
развлекательных мероприятий и т.д.).
Туристские
объекты классифицируются:
1)
на широко- или малоизвестные (на известность
туробъекта влияет как реклама, так и уровень сервиса вблизи него);
2)
свободно или комфортно посещаемые и посещение
которых требует определенных физических нагрузок, сопряжено с опасностями для
жизни и здоровья туристов.
Прежде всего,
из туристских ресурсов можно выделить рекреационные ресурсы — компоненты
природной среды (климат, рельеф, поверхностные и подземные воды, растительность
и т.д.), используемые для организации отдыха и оздоровления людей. На основе
принятой классификации рекреационные ресурсы можно разделить:
♦
на горно-климатические рекреационные ресурсы.
При посещении местности, обладающей горно-климатическими рекреационными
ресурсами, туристов, прежде всего, привлекают возможности полюбоваться горными
пейзажами, посетить пещеры, заняться некоторыми видами спорта (альпинизм,
горные лыжи, сноуборд и т.д.). Посещение гор также позволяет поправить
здоровье, отдохнуть от стрессов, получить заряд бодрости;
♦
климатические рекреационные ресурсы. Чаще
всего это сочетание свойственных для данной местности климатических условий,
отличающее эту местность от окружающих регионов и оказывающее благотворное
влияние на здоровье посетителей. В основном регионами, обладающими
климатическими рекреационными ресурсами, являются морские, речные, озерные
курорты;
♦
бальнеологические ресурсы. Обладают
способностью оказывать полезное воздействие на здоровье туристов. Целью приезда
на бальнеологический курорт обычно является лечение (минеральными водами,
солями, грязями и др.). Любая территория с развитыми и освоенными (т.е.
прошедшими медицинское свидетельствование) бальнеологическими ресурсами должна
иметь инфраструктуру лечебно-ночлеговых учреждений, параллельно оказывающих
посетителям ряд лечебно-оздоровительных услуг (диагностика, лечение,
профилактика и др.);
♦
комплексные рекреационные ресурсы —
совокупность на сравнительно небольшой географической территории нескольких
видов рекреационных ресурсов (например, Анапа — не только климатический, но и
бальнеологический курорт, обладающий уникальными грязевыми источниками);
♦
единичные природные объекты,
представляющие туристский интерес, — отдельные, мало взаимосвязанные с
окружающей средой объекты дикой природы, привлекающие туристов в силу своей
необычности, специфичности и уникальности (например, местечко Монт-Сен-Мишель
(Франция), где наблюдается самый быстрый морской прилив, причудливой формы
скалы Каппадокии (Турция), скала Ред-Рок (Австралия), являющаяся самым большим
камнем на планете, и т.д.).
Отдельно среди
рекреационных ресурсов выделяют антропогенно-рекреационные,
т.е. созданные человеческой деятельностью на базе обычных природных ресурсов.
К таким ресурсам, прежде всего, относятся национальные парки, целью основания
которых является сохранение первозданной природы и отдельных рукотворных
объектов, имеющих ценность для человечества (например, национальные парки
Африки, возникшие для предотвращения исчезновения отдельных видов флоры и
фауны, парк вокруг гигантского изображения американских президентов,
вырубленного в скале (США), и т.д.). Во всех регионах мира режим территорий
(акваторий) национальных парков запрещает на них любую деятельность человека,
за исключением необходимой для сохранения и роста популяций животного и
растительного мира или сохранения рукотворных объектов. Посещение территорий
национальных парков (например, «Беловежская пуща», «Браславские озера») с
туристскими или научными целями (так называемый экотуризм) строго ограничено и
регламентируется законодательными актами.
Наряду с
рекреационными можно выделить антропогенные (созданные руками
человека) туристские ресурсы. По современной классификации к ним относят
социокультурные, исторические и археологические, архитектурные, научные и
промышленные, зрелищные и досуговые, культовые и религиозные объекты туристского
интереса:
♦
социокультурные
антропогенные ресурсы — объекты, имеющие культурную или познавательную
ценность (культурное наследие народа или нации — памятники, монументы, картины,
скульптуры, гравюры — и сама их культура — язык, кухня, обычаи и традиции),
либо объекты, непосредственно связанные с деятельностью общественных или
культурных организаций {например, здание штаб-квартиры ООН или ЮНЕСКО);
♦
исторические
и археологические объекты туристского интереса. Имеют историческую или
археологическую ценность, зачастую охраняются властями (пирамиды Египта,
развалины Карфагена, Рима, Афин и т.д.) и представляют интерес для
ограниченного контингента туристов;
♦
архитектурные
объекты туристского интереса — памятники зодчества, красота и величие
которых способны привлекать внимание людей. Архитектурные объекты
классифицируются на имеющие историческую ценность (Мирский замок, собор
Парижской Богоматери и др.) и не имеющие таковой (центр Жоржа Помпиду в Париже,
здание Минского железнодорожного вокзала и др.). Архитектурными объектами
туристского интереса могут быть как отдельно стоящие здания (Храм Христа
Спасителя и др.), так и ансамбли зданий (Петергоф, Версаль), кварталы городов
(Грандчаны Праги или Кескуста Хельсинки), либо даже целые города (Венеция,
Ватикан и др.);
♦
научные и
промышленные объекты туристского интереса в состав туристских ресурсов
вошли недавно и представляют собой ныне функционирующие предприятия и
лаборатории, выставки и демонстрации достижений науки и техники (например, в
Финляндии — фабрика «Фазер», производящая популярную водку «Финляндия* и
одноименные шоколадные конфеты, в Новороссийске или Ялте — заводы шампанских
вин);
♦
зрелищными
и досуговыми объектами, способными привлечь туристов, могут быть как
концерты звезд эстрады, выступления политиков, спортивные соревнования, шоу
(например, чемпионаты мира, карнавалы, олимпиады), так и парки развлечений и
аттракционов, казино и варьете, рестораны и аквапарки;
♦
культовые
объекты туристских ресурсов связаны с религией или верованиями
(современными или имевшими место в человеческой истории). Такими объектами
являются Мекка, Рим, Иерусалим.
Отправить комментарий