Одним из
актуальных направлений в менеджменте обслуживания туристов является анимация
— деятельность по разработке и осуществлению специальных программ проведения
свободного времени.
Анимационные
программы включают спортивные игры и состязания, танцевальные вечера,
карнавалы, игры, занятия, входящие в сферу духовных интересов, и др.
[ Одно из
направлений анимации в туристской индустрии — это шоу-музеи, т.е. музеи, в которых туристы и экскурсанты могут
увидеть «оживших» исторических персонажей экспонируемой эпохи.
По принципу
анимации организованы и популярные в мире тематические
парки («Диснейленд» (США, Франция и др.), «Порт Авентура» (Испания),
Лего-парки (Дания) и т.д.).
Первые
развлекательные парки (теперь их чаще называют тематическими) появились в
Европе уже в конце 60-х гг. XX в. Ежегодно наиболее крупные центры развлечений
посещает до 10 млн гостей. Существующие парки продолжают активно расширяться,
строятся новые. Только за период с 1995 по 1998 г. в Европе появились «Порт
Авентура», «Леголенд», «Уорнер Бразерс» и другие комплексы.
Наряду с
интересными и захватывающими аттракционами главной привлекательной чертой
тематических парков является происходящее вокруг действие.
Во многих
странах программы посещения тематических парков уже выделились в отдельный вид
туризма. Вокруг мест развлечения обычно формируется сеть индустрии
гостеприимства, получающая достаточно высокие доходы. Например, рядом со
знаменитым парком «Диснейленд» в Сан-Франциско (США) для его гостей построено
27 отелей различных компаний и разной категории. Парижский «Диснейленд»
предлагает проживание в отелях на территории парка — на расстоянии короткой
пешеходной прогулки от аттракционов.
Наибольшей
популярностью подобные туры пользуются у любителей семейного отдыха,
молодоженов и небольших молодежных групп. Интересно, что большинство посетителей
парков — не дети, на которых они были рассчитаны, а взрослые. Основные
посетители парков — зарубежные туристы.
Костюмированные туры — еще одно
авангардное направление анимационного туризма. Такими турами могут считаться,
например, туры с отдыхом на американском ранчо, где туристы получают одежду,
снаряжение ковбоев, обучаются под руководством опытных инструкторов езде на
лошади и ковбойскому мастерству, полностью погружаясь в действо. Максимально
приближенная к жизни ковбоев атмосфера, подчеркнутая ковбойскими одеждой,
пищей и занятиями, способствует этому.
В Вене
традиционно проводятся профессиональные балы, которые могут посетить и туристы:
балы офицеров вооруженных сил Австрии, фармацевтов, охотников, кондитеров,
прачек. Посетители этих балов могут взять напрокат платья и костюмы,
стилизованные под наряды XIX в. Такого рода туры вызывают большой интерес у
туристов. Они могут быть организованы на базе любой усадьбы или замка. Нужно
только проявить смекалку и фантазию.
Еще одно
направление — это непосредственная анимация
отдыха туристов в гостиницах и центрах отдыха (курортах).
Аниматоры
работают с туристами постоянно. Основная задача этих работников — не дать
людям соскучиться. Чаще всего такие работники встречаются в клубах типа «все
включено». Днем туристы могут их видеть за прилавком бутика или обучающими
новичков на корте, присутствующими на спортивных состязаниях или рыбалке,
организованных для туристов. Вечером те же аниматоры организуют красочное шоу,
предусматривающее участие в нем туристов.
Для
организации и анимации туров большое значение имеет использование календаря
праздников и знаменательных событий. Интерес туристов к тем или иным датам,
мотивация и обыгрывание этих интересов в «оживленном» (анимационном) виде,
опять-таки с личным участием туристов, также позволяет значительно оживить
программу обслуживания. Правда, организация каждый раз новых по содержанию
праздников довольно дорогостояща, поэтому лучше реализовывать постоянно
действующие анимационные программы.
Можно
сформулировать следующие методические основы
анимационного туропереитинга:
·
тесное взаимодействие оператора с центрами
досуга и развлечений, организаторами фестивалей и карнавалов и т.п., а также
активное включение данных мероприятий в программы обслуживания;
·
составление сценариев отдыха (или мероприятий),
учитывающих тематику и личностно-психологическое восприятие происходящего;
·
реализация полного комплекса обслуживания на
базе разработанного сценария, предусматривающего все возможные потребности
туриста на маршруте, взаимоувязка услуг и действия;
·
работа аниматоров с туристами по внесению
изменений в сценарий в соответствии с погодой и другими обстоятельствами.
В общем смысле
анимационный туроперейтинг следует понимать как тесное взаимодействие
досуго-развлекательного и сервисного комплексов с личностным подходом к
обслуживанию и развлечению каждого туриста.
Основная
задача анимации — создать туристу комфорт, чтобы ему было интересно, чтобы он
чувствовал себя участником программы, чтобы отдых запомнился ему как лучшее в
жизни времяпрепровождение.