Виды туроперейтинга
09:27
Виды
туроперейтинга и туроператоров зависят от географии путешествий, от страны или
региона пребывания. Различают следующие виды туроперейтинга: выездной, въездной
и внутренний, соответственно на рынке
туристских услуг работают туроператоры, ориентированные на выездной, въездной или внутренний туризм.
Выездной туроперейтииг —
деятельность по разработке, продвижению и
реализации туров для туристов своей страны за ее пределы. Это наиболее сложный, требующий приложения максимальных усилий
и самых больших капиталовложений вид туроператорской деятельности.
Сложность выездного туроперейтинга состоит прежде
всего в необходимости досконального
изучения продаваемого направления. Туроператор должен не только владеть исчерпывающей информацией о
продаваемых им средствах размещения,
экскурсионных программах, организуемых трансферах, порядке оформления въезда в
страну, но и знать политику местных властей, действующие в стране пребывания законы и нормы поведения, ее обычаи,
возможности принятия мер безопасности для туриста и его имущества, особенности местной кухни, графика работы досуговых и
зрелищных заведений.
Другой причиной сложности выездного
туроперейтинга является необходимость деловых контактов с зарубежными
партнерами, требующая от персонала,
кроме знания иностранных языков, умения учитывать целый ряд факторов:
♦
разницу во времени — наиболее сложна организация
туров между полушариями Земли (Европа и США, Южная Америка и Азия и т.д.) из-за
неоперативности подтверждения заявок;
♦
особенности
организации работы в принимающей стране (длительность перерывов, время начала и окончания рабочего дня,
национальные выходные и праздничные
дни и т.д.);
♦
уровень
развития средств связи в принимающей стране (возможность работы с курортом на Интернет-, факс-уровнях);
♦
психические
и социальные особенности работников зарубежных фирм- партнеров (уровень их ответственности,
оперативности, профессионализма и
т.д.);
♦
географическую
удаленность партнеров (высокая стоимость командировок, информационных и
стади-туров вынуждает туроператоров доверять партнерам на слово);
♦
низкая
возможность выиграть процесс и большие издержки в случае судебных разбирательств туроператора с зарубежными
партнерами, в особенности, если по договору сотрудничества все
конфликтные ситуации рассматриваются судами
принимающей стороны.
Сложность выездного туроперейтинга обусловлена
также необходимостью международных
расчетов и большой зависимостью от факторов косвенного влияния на
туристский рынок (экономическая, политическая, экологическая ситуации как принимающей, так и отправляющей страны).
Несмотря на
все трудности выездного туризма, в его сфере существует жесткая конкуренция между операторами, что подтверждает тенденцию роста
объемов международного туризма во всем мире.
Для обеспечения более качественной работы по
организации выездных туров туроператоры сотрудничают с зарубежными партнерами в
одном из двух направлений:
♦
обслуживание
туристов иностранными туроператорскими компаниями;
♦
обслуживание туристов представителями
отправляющего туроператора
(как частным лицом, так и отделениями или филиалами за рубежом).
(как частным лицом, так и отделениями или филиалами за рубежом).
Въездной туроперептинг —
деятельность по разработке, продвижению и
организации туров на территорию собственной страны для иностранных граждан.
Въездной тур
является наиболее приоритетным направлением туроперей-тинга, поскольку от его
развития напрямую зависят объем валютных поступлений в экономику страны, ситуация на рынке рабочей силы, уровень развития инфраструктуры. Организация въездного туризма
также требует от туроператора
определенного уровня профессионализма и опыта работы с целью эффективного преодоления следующих проблем:
♦
планирование
и проектирование туристского продукта должно подразумевать возможности
модификации в зависимости от особенностей потребностей приезжающих туристов. К этим особенностям можно отнести как обычную стыковку тура по времени отправления и
прибытия туристов в принимающую
страну, количеству дней, проводимых в ней туристами, так и возможные изменения в ассортименте предлагаемых
отелей, количестве и качестве
трансфера и экскурсий, условиях страхования, организации досу- говых мероприятий, необходимые для максимального
удовлетворения потребностей туристов, определяемых их национальной
принадлежностью, социальным статусом,
самоцелями путешествия и т.д.;
♦
въездные туры
требуют от туроператоров приложения усилий для продвижения турпродукции на зарубежных туристских
рынках. Туроператор должен не только
предоставить традиционные каталоги предлагаемых отелей, программ туров и ценовых приложений, но и
донести до зарубежных потенциальных
туристов информацию о своей стране, особенностях и уникальности ее
туристского потенциала, убедить их в необходимости собственными глазами увидеть памятники,
достопримечательности, объекты природы своей родины, уверить в полной
безопасности поездки. Чтобы довести до потребителя
столь большой объем информации, специализирующийся на приеме туроператор обязан участвовать в проводимых
международных выставках, особенно в зарубежных, организовывать инфотуры для
своих зарубежных коллег. Помимо
участия в выставочной работе, необходимы мероприятия рекламного и PR-плана,
проводимые на интересующих оператора зарубежных
рынках. Туроператор может рассчитывать на поддержку властей своей страны, которые не меньше него самого
заинтересованы в увеличении объемов
въездного туризма;
♦
въездной
туроперейтинг в значительной степени зависит от имиджа принимающей страны. Если принять во внимание
увеличение активности международного
терроризма, сепаратистские тенденции во многих государствах мира, а также рост конкуренции между
странами, можно предположить, что сегодня
достаточно лишь одного происшествия, чтобы подорвать положительный имидж страны.
Существуют определенные преимущества въездного
туроперейтинга перед выездным.
Туроператору, прекрасно владеющему информацией о туристском потенциале своей страны, о состоянии
инфраструктуры туристкой индустрии,
легче договориться с предприятиями размещения или перевозчиком, профессиональнее организовать экскурсии
или досуг, причем с гораздо более
низкими издержками, чем выездному туроператору. Кроме того, в ходе реализации
тура туроператор находится в непосредственной близости от туристов, поэтому
имеет возможность контролировать ситуацию, моментально разрешать конфликтные
ситуации, избегать нестыковок и накладок.
Внутренний туроперейтинг — деятельность
по планированию, продвижению и реализации
внутреннего туристского продукта, т.е. туров по территории своей страны
для своих сограждан.
Внутренний туроперейтинг базируется на туристском
потенциале своей страны и ориентирован на удовлетворение туристских
потребностей своих сограждан. Внутренний
туризм, так же как и въездной, является важным приоритетом развития национального туристского рынка, так как он не только не способствует оттоку денежных средств из
экономики страны, но и является стабилизирующим фактором на рынке рабочей
силы, работодателем собственной туристской
индустрии (отели, дороги, транспортные предприятия, рестораны,
досуговые заведения и т.д.), увеличивает размер капиталовложений в национальные предприятия сферы туризма, приводит к выравниванию уровня жизни в регионах страны (можно
отметить, что путешествуют обычно жители более экономически развитых регионов
государства, в то время как курортные регионы лишены развитой инфраструктуры промышленности, сельского хозяйства, и их
жители вынуждены существовать только на доходы, получаемые от
обслуживания приезжающих путешественников).
Отличительными чертами внутреннего туроперейтинга
можно назвать максимальную и не
требующую больших затрат информированность оператора как о предпочтениях
различных категорий своих граждан — потенциальных туристов, так и о
возможностях отечественного туристского потенциала.
Планируя внутренний туристский продукт, туроператор, основываясь на
собственном опыте и опыте конкурентов, а также прибегнув к помощи вторичных источников информации и
профессиональных рекламных агентств,
может провести маркетинговое исследование туристского рынка, выделив
потребности, превалирующие на рынке, сравнить их с реальными возможностями отечественных предприятий
туристской индустрии, и на основании этого сравнения выбрать и занять
позиционированным турпродуктом ту или иную
нишу на рынке. Туроператору значительно проще и дешевле разрабатывать турпродукт, максимально
отвечающий требованиям потенциальных
клиентов.
Одновременно внутренний туроперейтинг значительно
облегчает и удешевляет процедуру установления договорных отношений с
поставщиками, необходимую для планирования и
ценообразования тура, снимает необходимость
оформления и распространения информации о местах пребывания на туристском
рынке (зачастую предлагаемые курортные или туристские центры известны как
агентствам, так и потенциальным путешественникам), организации инфо- и стади-туров (исключение может составлять только тур-оперейтинг ранее неизвестных или малоизвестных
направлений), не требует такой
агрессивной рекламы и пропаганды, как международный туризм. Помимо всего прочего, туроператор с положительной
репутацией и большим опытом работы может воспользоваться различного рода
способами стимулирования со стороны местных
или государственных властей.
Однако при осуществлении внутреннего
туроперейтинга существуют и негативные моменты. Прежде всего, это меньшая норма
прибыли, исчисляемая в национальной
валюте. Меньшую доходность внутреннего туроперейтинга можно объяснить практическим отсутствием чартерных перевозок (одного из ведущих способов заработка
международных туроператоров), жесткой
ценовой конкуренцией на рынке со стороны не только крупных, но и мелких туроператоров (так как отечественная
индустрия туризма более доступна, чем
зарубежная), необходимостью ориентирования внутреннего турпродукта на средний
или малоимущий класс (поскольку более состоятельный сегмент граждан предпочтет отдых за пределами родины), небольшой долей организованного туризма в общем
количестве внутренних путешествий (путешественники, обладая информацией о
средствах размещения, движении
транспорта, не имеющие языковых барьеров, предпочитают неорганизованный, самостоятельный внутренний туризм,
обращаясь к помощи туроператоров
только в пиковые сезоны, да и то лишь с целью забронировать номер, а не приобрести турпакет).
Кроме того,
размеры отдельных государств делают бессмысленным само существование внутреннего туризма и внутреннего туроперейтинга. Чем меньше территория страны, тем больше вероятность
того, что клиент не обратится в туристскую фирму с целью покупки внутреннего
тура, а будет отдыхать и
путешествовать неорганизованно, самостоятельно. И все-таки, внутренний
туроперейтинг весьма развит в крупных (США, Канада) либо в экономически слабых
государствах, большинству населения которых зарубежный отдых недоступен (Россия, Беларусь, Бразилия, Мексика и др.).
С целью выживания в условиях конкуренции и
получения максимально возможной прибыли туроператоры нашли единственно
возможный выход — приобретение квоты мест в
наиболее популярных среди сограждан отелях курортов либо туристских центров. Такая стратегия, во-первых, лишает внутреннего туриста возможности поселиться в
гостинице самостоятельно, заставляя
его прибегнуть к услугам оператора, во-вторых, позволяет туроператорам, получая прибыль, держать продажную цену на
комнаты ниже, чем цена самого отеля (за счет договорных отношений с
поставщиком, приобретения квоты мест по среднегодовой цене с хорошими
комиссионными и т.д.). Придерживаясь
описанной стратегии, внутренний оператор получает возможность оказывать клиентам услуги по размещению и
питанию в отеле по ценам, значительно более привлекательным, чем предложенные
самим отелем неорганизованным
туристам, а также строить собственную агентскую сеть по реализации номеров на внутреннем рынке.
Отправить комментарий